Другая Реальность или право хранить молчание. |
||
- Имя? - Там же написано. - Что там написано, я и без тебя знаю. Имя? - Хосе-Рауль-Мария-Родриго-и-Мендес… - Думаешь, я уйду на пенсию раньше, чем ты закончишь? - Вы же спрашивали имя. - Не умничай. Хосе Фернандес, так? - Так. - Тебе известны твои права? - Н-ну… - Тебе зачитали твои права? Я могу повторить их, если ты не расслышал. - Да, они что- то говорили такое … Всё, что я скажу, может быть использовано против меня. Прямо как в кино. - Это совсем не кино. Тебе понятны твои права? - Ну да. Понятны. - Ты можешь молчать, пока не придёт твой адвокат. - Мне нечего скрывать. - Ну-ну. Я бы на твоём месте не был так уверен. - Я же ни в чём не виноват! - Вот сейчас и разберёмся. Пауза. Пощёлкивание компьютерной клавиатуры. - Да что я такого сделал? - Это твоя гитара? - Моя. - И ты умеешь на ней играть? - Конечно. Хотите, сыграю что-нибудь? Наручники только снимите… - Не стоит. Где ты был сегодня в шестнадцать часов сорок минут? - Как где? В парке. Сидел, играл, когда налетели эти … Вы что, не знаете? - Я-то знаю. Значит, ты, Хосе Фернандес, играл сегодня вот на этой самой гитаре в шестнадцать часов сорок минут в парке на углу Ридженси и Скай авеню? - Ну да. Вообще- то я пришёл туда в четыре. - Хорошо, что ты признаёшь это. Свидетелей будут допрашивать ещё часа два. - Какие свидетели? Я и так ничего не отрицаю. Скажите мне, наконец, что тут происходит? - Не спеши. Теперь тебе торопиться некуда. - За что меня арестовали? - Сейчас мы и до этого дойдём. Значит, ты сидел и играл, гитарный чехол лежал рядом и был открыт, так? - Так. - И в этом чехле были деньги, так? Вот эти двенадцать долларов? - Ну, были. К чему весь этот разговор-то? - Сейчас поясню. Это твои деньги? - Нет. - А откуда они взялись в чехле? - Как откуда? Иногда люди считают, что музыкантам можно заплатить, если музыка нравится. Некоторые бросают деньги в чехол. - Значит, ты подтверждаешь, что берёшь у людей деньги за то, что играешь на гитаре? - Ну, не то чтобы беру. Обычно я их отдаю безногому, который сидит у кафе на Ридженси - ему мало подают… - Стоп-стоп-стоп. Что ты с ними делаешь потом, меня не интересует. Сначала ты их БЕРЁШЬ,верно? - Ну, беру. - Стало быть, ты получаешь доход от игры на гитаре? - Да какой доход? Я же говорю - обычно отдаю их тому, возле кафе, а если его нет - покупаю мороженое мальчишкам во дворе. У меня есть работа, а играю я просто так. Если кому- то нравится, как я играю, и он хочет заплатить - почему нет? Для меня это как аплодисменты… - Не увиливай. Ты берёшь эти деньги. - Ну хорошо, беру, беру. Что ещё от меня нужно, скажите наконец. - Самую малость. Ты сказал, что обычно отдаёшь деньги тому нищему. Обычно. Значит, это было не в первый раз? - Ну да. - И как часто ты этим занимаешься? - Чем? - Не притворяйся, что не понял. Как часто ты играешь на гитаре за деньги? - Ну, когда раз, когда два в неделю… И вовсе не за деньги. Я же сказал, что играю просто так. Просто прихожу в парк и играю. И у меня есть работа. Надеюсь, когда-нибудь я смогу играть по-настоящему, на сцене … - А я надеюсь, что это будет нескоро. - Это почему? - Он ещё спрашивает… Скажи-ка мне вот что. Ты помнишь, что именно ты играл сегодня? - Конечно, помню. Начал с Гершвина, потом импровизировал, а потом из кустов выскочили полицейские и начали хватать всех подряд… - Значит, с Гершвина? - Да. - Прекра-а-асно. Пауза. - Слушайте, в чём меня обвиняют? - А ты не догадываешься? - Нет. Пауза. Вздох. - Зря ты пытаешься прикинуться слабоумным. Медики быстро определят, что ты вполне нормален. - Да что я такого сделал?! - Слушай, ты, идиот! Ты только что наговорил себе года на два тюрьмы, и по-прежнему делаешь вид, что не знаешь, о чём идёт речь? - Не знаю!! Ничего я не знаю! Что вы от меня хотите?! Пауза. - Хорошо, я тебе скажу. Ты только что сознался в том, что незаконно получал доход от использования чужих музыкальных произведений. Ты играл Гершвина, так? Ты брал деньги, так? Я могу прокрутить запись разговора назад, чтобы у тебя не осталось возражений. - Да нет у меня никаких возражений!! Играл я Гершвина, и что в этом такого? - Играл? Прекрасно. Покажи-ка мне свою лицензию. Пауза. - К-какую лицензию? - Ах ты бедный, несчастный мальчик… Лицензию на право получения дохода за исполнение музыки в общественных местах. Покажи-ка мне её. Я не нашёл ничего похожего в том барахле, которое вытащили у тебя из карманов. Может, ты прячешь её в банковском сейфе? Или закопал под деревом в том самом парке?Не трудись вспоминать, я и так знаю, что у тебя её никогда не было. - Чтобы играть на гитаре, нужна лицензия? - А ты как думал? - Ну… я не знаю… - Ах, он не знает… Слушай меня, парень. Если ты решил, что можешь играть что угодно и где угодно, ты здорово ошибся. Здесь тебе не Мексика. Ты приехал в цивилизованную страну, где принято уважать права на чужую собственность. - На какую собственность? - В данном случае - на музыку Гершвина. Ещё вопросы? - А если бы я играл Баха? - Результат был бы таким же. Ещё раз говорю тебе, что для исполнения музыки необходима лицензия… и отчисление авторских гонораров. - Но Гершвин умер! И Бах тоже! - Это не повод играть без лицензии. - Я что, от лицензии стану лучше играть? - Лицензия заставит тебя воспроизводить материал без искажений и не вносить отсебятины. - И кому же я должен заплатить? Мёртвым? - Почему мёртвым? Очень даже живым - можешь не сомневаться, права на эту музыку давным-давно принадлежат какой-нибудь звукозаписывающей компании. Суд выяснит, кому именно. - Если бы Гершвин был жив, я бы и так всё отдал ему - просто за то, что он писал потрясающие вещи! И если бы он услышал, как я играю, он остался бы доволен! - Ага, и выдал бы тебе бесплатную лицензию. Жаль, что ты опоздал. - Но людям нравится, как я играю! Они пришли слушать Гершвина - в моём исполнении! - Этих людей сейчас допрашивают. Полагаю, в отличие от тебя они отделаются штрафом. - Штрафом - за что?! - За то, что слушали музыку из неавторизованного источника. Есть радио, есть телевидение, есть концертные залы. Музыку можно послушать даже в такси - если в машине установлен приёмник, таксист обязан иметь лицензию на право трансляции. А эти люди попёрлись слушать тебя. - Послушайте, это бред какой-то… - Бред?! Соблюдать законы - это бред? Заткнись и не умничай! Как вы меня достали, эмигранты чёртовы, каждый считает, что он самый хитрый и может уворачиваться от налогов, как хочет! Я напомню тебе - ты в цивилизованной стране, и эта страна не позволит тебе распоряжаться чужой собственностью! Пауза. - Слушайте, а кому принадлежит… ну, допустим, Джоконда? В смысле - кому я плачу, когда покупаю билет в музей? Ведь Леонардо уже не достанется ни цента, да и не для этого он её писал… - Ты можешь спросить об этом на суде… если адвокат раньше не выбьет из тебя эту дурь. Заруби себе на носу: всё в этом мире кому-нибудь принадлежит, и у тебя не получится пользоваться этим бесплатно. - Когда Данте цитировал Библию, вряд ли он отчислял авторские апостолам. - Данте - это кто? - Поэт. - Литературой занимается соседний отдел. Думаю, они скажут тебе то же самое. Не уходи от темы. Что же ты замолчал? Или ты думаешь, что каждый, кто научился дёргать струны или дуть в трубу, может воровать чужую музыку? Не-е-ет, парень. Во всём должен быть порядок. Хочешь играть Гершвина? Пожалуйста! Заплати за лицензию, купи ноты и играй, ничего не искажая. И не забывай отчислять авторские за каждое исполнение. - А мои импровизации? Ведь они же мои! Я могу доказать - вон, в записной книжке на столе. Хотя, наверное, если записано - это уже не импровизации… Пауза. - Нет, ты ничему не научишься. Ты хоть в курсе, что разговор записывается? Даже если б я хотел тебе как-нибудь помочь … Я заметил эти бумажки давным-давно, но надеялся, что у тебя хватит ума промолчать. Ты только что добавил себе срок, все твои слова зафиксированы. - Какой срок? За что?! - Младенец лучше соображает… Ты играл на гитаре за деньги в общественном месте, не имея лицензии исполнителя. Ты использовал нотную грамоту, не имея лицензии композитора. И ты говоришь об этом во всеуслышанье. Тебя стоит посадить хотя бы за глупость. - Что, и ноты писать нельзя?! - О, господи… Ты с Луны свалился? Незаконное использование логотипов, товарных знаков, нотной грамоты, иероглифики, языков программирования, символов письменности - статья двенадцать двадцать семь об авторских и смежных правах, пункт третий… - Но Вы-то набираете текст на компьютере, значит, пользуетесь письменностью? И что, это тоже незаконно? - Кто набирает текст?! Я ещё не выжил из ума! Я выбираю слова из предложенного списка, это обычная полицейская программа. Очень удобно. Пауза. - Знаешь что, парень? Тебе понадобится очень хороший адвокат, если у тебя не хватило ума заниматься твоей чёртовой музыкой так, чтобы об этом никто не знал. Хотя мы бы всё равно разнюхали. Лучше бы ты попался с наркотиками. Кстати - как там зовут этого парня, который из Библии что-то списал? - Данте? - Ну да. Сдаётся мне, вся ваша эмигрантская шайка только и живёт воровством интеллектуальной собственности… Хорошо, что ты его сдал. Я отмечу это как помощь следствию. Уведите. сэр Гленке Тавал
|